Сегодня отвезла своих воспитанников в мой любимый театр на Юго-Западе на мой любимый юго-западный спектакль «Дракула». Я знакома с этим театром уже довольно давно, мне довелось поработать с его великим основателем – Валерием Романовичем, и хочу написать для своих учеников небольшую субъективную рецензию. Понятно, что я воспринимаю юго-западную школу по-своему, но, надеюсь, моё восприятие будет полезно для посмотревших первый спектакль в этом особенном театре.
ПРО НАПРАВЛЕНИЕ.
Вообще, в Москве крайне много разнообразных театров, мастерских, стилей и направлений. Когда я ещё была студенткой, мне многое не нравилось - казалось не настоящим искусством. А потом мне один умный человек сказал фразу, которую я надолго запомнила. "Студенты, ещё током не научившись, любят критиковать спектакли. А ты попробуй представить, как существовать вот в таких предлагаемых обстоятельствах, в таком театральном пространстве."
Так что теперь я сначала подробно изучаю театральное течение, прежде чем приходить к окончательному выводу.
Юго-Запад отличается от классического театра. Они глубокие внутренние переживания выражают в максимально яркой внешней форме.
ПРО ШКОЛУ БЕЛЯКОВИЧА.
Валерий Романович очень многое взял из древнегреческого театра.
ТОЧКИ! Как Он это называл, энергетические точки сцены. На которые актёры выходят и говорят текст. У истоков театра, в Древней Греции, актёр выходил, вставал в три четверти и поставленным голосом декламировал текст. Именно это мы тут и видим.
ХОР! В древнегреческом театре был отдельный персонаж - хор! У хора была своя партия - своя позиция (как правило, авторская). У Беляковича во многих спектаклях мы видим этот приём - использование хора.
ЯПОНИЯ! Валерий Романович долгие года работал с Японским театром - и многое взял из японской культуры. В частности, пластические решения многих сцен - это уже надо говорить более детально.
ДЕЙСТВИЕ! На сцене не может быть просто болтовни. Главное - внутреннее действие. Текст - это последнее, что нужно играть актёру. В принципе, так и в классическом театре - но здесь, из-за яркости выражение, любая болтовня на сцене будет особенно заметна. Только действие!
ДРАКУЛА
На что обратить внимание - и что является основами Юго-Запада.
КОМАНДА.
Слаженная команда актёров, которые ведут спектакль к единой цели. Нет перетягивания одеяла на себя, никто не старается переиграть другого и звездить. Принцип - не важно, какие у вас отношения за кулисами, на сцене вы команда - на сцене вы работаете для зрителя, а не для себя. Чувство партнёра - основа мира Юго-Запада. Всех вижу, всех слышу.
Это же касается и работы световика, звуковика, которые полностью поддерживают актёров.
МУЗЫКА.
Чёткая работа в музыку! Очень много ритмических моментов. Музыка - часть актёрской игры. Музыка возникает из-за актёра, она не может существовать сама по себе. Актёр должен быть главнее музыки - он ею управляет.
РЕКВИЗИТ.
Работа без лишних деталей. Минимализм. Ничего лишнего. Только предметы - знаки, символы. Каждый предмет должен быть оправдан - должен нести в себе смысл.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.
Одно из средств режиссёрской выразительности - костюмы, декорации. Если смотреть различные спектакли, то мы увидим, на сколько точно они подобраны для каждой темы. Опять же - ничего лишнего. В Дракуле, например, мы видим только зеркала, как декорации (которые потрясающе раскрывают вампирическую тему), из костюмов только свадебные платья у девушек, и костюмы с берцами у мужчин.
Свет и музыка - также подбираются на каждый спектакль очень тщательно.
ВКЛЮЧЁННОСТЬ
Включённые ноги, включённые эмоции - ты ни секунды не имеешь права быть на сцене расслабленным. Постоянная внутренняя и внешняя работа. Ты работаешь ради зрителя.
МАССОВКА
У Беляковича в театре её нет. Все актёры массовых сцен имеют огромное значение - они играют атмосферу спектакля. От их слаженной направленной работы зависит вся атмосфера. Это вы видели в Дракуле - там много массовых сцен. Каждый работает на 100% - потому что на сцене всегда всех видно, от всех идёт энергия.
Вот очень вкратце анализ того, что вижу. Потому что мало посмотреть спектакль, его ещё нужно УВИДЕТЬ и ПОНЯТЬ!